Образование
Реализуемые образовательные программы
Русский
Образовательная программа (далее - Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 99» (далее - МБДОУ № 99) направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Образовательная программа учреждения спроектирована с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО), особенностей образовательного учреждения, с учетом регионального компонента, образовательных потребностей и запросов воспитанников и родителей (законных представителей).
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
- Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.09.2020 года № 28)
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа обеспечивает создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее ‒ КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее ‒ ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности «малой Родины» - Курского края, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) , материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, созданных курскими писателями ,поэтами ,композиторами для использования в образовательной работе в разных возрастных группах.
В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы. Объем обязательной части основной образовательной программы соответствует ФОП ДО и составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
Часть Программы, формируемая МБДОУ № 99, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОУ; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОУ в целом.
Описание образовательной программы
Русский
Разработка программы составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:
- Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных..договоров,..1993)
- Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)
- Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных..учреждений»;
- Устав МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №99».
Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность» ООП ДО посредством создания условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности и обеспечивают социализацию и индивидуализацию детей.
Описание образовательной программы
Русский
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года (редакция от 29.12.2022г.);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 (редакция от21.01.2019г);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022г. № 71847)
- Порядком разработки и утверждение федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Мин. Просвещения РФ от 30.09.22г. №874 (зарегистрирован Мин. юстиции РФ 02.11.2022г. №70809)
- Письмом Министерства просвещения от 16.08.2023г. №03-1321«О направлении методических рекомендаций»;
-Санитарно – эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.09.2020г. №28);
- Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.01.2021г. № 2 СанПиН 1.2.3685-21);
-Уставом МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 99» (утверждён приказом комитета образования №1247 г. Курска 22.12. 2015 г.).
Описание образовательной программы
Русский
Программа по обучению детей плаванию разработана для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет), спроектирована с учетом ФОП дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, с учетом регионального компонента, образовательных потребностей и запросов воспитанников и родителей.
Рабочая образовательная Программа по обучению детей плаванию составлена на основе парциальной Программы Т.И.Осокиной «Обучение детей плаванию в детском саду.
Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования по физическому развитию – плаванию.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года (редакция от 29.12.2022г.);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 (редакция от21.01.2019г);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022г. № 71847)
- Порядком разработки и утверждение федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Мин. Просвещения РФ от 30.09.22г. №874 (зарегистрирован Мин. юстиции РФ 02.11.2022г. №70809)
- Письмом Министерства просвещения от 16.08.2023г. №03-1321«О направлении методических рекомендаций»;
-Санитарно – эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.09.2020г. №28);
- Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.01.2021г. № 2 СанПиН 1.2.3685-21);
-Уставом МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 99» (утверждён приказом комитета образования №1247 г. Курска 22.12. 2015 г.).
Описание образовательной программы
Численность обучающихся и языки образования
Адаптированные образовательные программы
Русский
Содержание программы направлено на обеспечение и реализацию целей общего образования соответствующего уровня включающего: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видам деятельности; представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров, раскрывает особенности развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, согласно ФГОС ДО.
В каждой образовательной области приведены общеразвивающие задачи, а также выделены коррекционные цели, средства и методы их решения.
Система коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи (далее ОНР) включает в себя:
- программу психолого-медико-педагогического обследования детей;
- перечень программ, технологий, пособий, обеспечивающих, осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОНР;
- взаимодействие специалистов в разработке и реализации коррекционных мероприятий ДОУ;
- содержание взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников;
- планирование индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;
- план работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации;
- мониторинг динамики развития детей, мониторинг коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, их успешности в освоении Программы.
Данный раздел описывает способы поддержки детской инициативы, которые являются необходимыми при организации индивидуализации образования.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности.
Представлено описание:
– психолого-педагогических, материально-технических, кадровых и финансовых условий,
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей;
– планирование образовательной деятельности в организации;
- учебный план;
–календарь тематических недель и традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом регионального компонента;
- перечень нормативных и нормативно-методических документов;
- перечень литературных источников.
Адаптированная образовательная программа представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий главные цели, задачи, направления обучения, воспитания, развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Описание образовательной программы
Русский
Образовательная программа педагога-психолога (далее – программа) обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей в возрасте от 2 до 8 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, по основным образовательным областям: социально–коммуникативному, познавательному, речевому, художественно–эстетическому и физическому развитию.
Программа определяет содержание и структуру деятельности по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 8 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми дошкольного возраста.
Программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного.
Целевой раздел содержит пояснительную записку программы педагога-психолога, включены цель и задачи реализации программы, возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников, посещающих ДОУ. Принципы и подходы, описанные в целевом разделе, обеспечивают единство задач образовательного процесса, интеграцию образовательных областей. Планируемые результаты программы конкретизируют целевые ориентиры образовательного стандарта дошкольного образования.
В содержательном разделе представлено психологическое сопровождение пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения этих образовательных областей. В программе представлены формы, методы работы по реализации задач через совместную деятельность взрослых и детей, через самостоятельную деятельность детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, через взаимодействие с семьями воспитанников, культурные практики, способы поддержки детской инициативы через взаимодействие с семьями воспитанников.
Организационный раздел включает описание основных направлений психолого-педагогической работы с родителями и детьми, направления психолого-педагогической работы, психологическую диагностику детей 2-8 лет, а также описание материально-технического и программно-методического обеспечения рабочей программы.
Срок реализации программы 5 лет.
Описание образовательной программы
Русский
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №99» (далее – ЗПР, Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373;
- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022;
- Распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ;
- Уставом МБДОУ д/с № 99 г.Курска , (с изменениями и дополнениями);
- Другими локальными актами образовательного учреждения.
Объем обязательной части программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
- на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ЗПР;
-на выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей с ЗПР, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР.
Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Цель Программы: создание условий для развития обучающихся дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с их общими и особыми потребностями, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ЗПР;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ЗПР;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР, в т.ч. их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ЗПР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ЗПР;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.